История домашнего камина: от классики — до модерна

История домашнего камина: от классики — до модерна

Домашний очаг с древнейших времен нес в себе некий сакральный смысл.

Первые «домашние очаги» известны еще со времен неолита. В те далекие времена наши предки, не помышляя по весьма понятным причинам об эстетике своего очага, пожалуй, главного домашнего элемента для любого времени, выстраивали его по принципу «огонь среди круга камней», придавая огню форму некой оправы — так, собственно, и еду человеку эпохи неолита готовить было удобней.

Очаг всегда располагался в центре жилища, что исключало, по современному выражению, возможность пожара в доме, а дым от очага беспрепятственно выходил на свет божий через различного рода отверстия в крыше.

Эти отверстия можно считать прародителями огнестойких труб, применение которых, естественно, относится к куда более позднему периоду существования человека разумного. Появление в человеческом жилище труб относится ко времени объединения людей в сообщества, которые по современным стандартам можно назвать городами.

В это время в каменных домах очаг мог размещаться уже не только в центре жилища, но и в любой иной его части, благодаря тому, что люди научились встраивать дымоходы в стены дома.

А изобретение каминов принадлежит древним римлянам, место для их порталов вырубалось в стене, а сами камины представляли собой чрезвычайно несложную конструкцию: огонь разводился в одном из углов дома, а специальные балки поддерживали трубу, через которую дым выходил наружу.

Впоследствии эта простая, но все же довольно-таки опасная для жизни хозяев конструкция была усовершенствована путем соединения топки и дымохода с одной из стен дома.

Во времена Средневековья к домашним каминам стали подходить и с эстетической стороны. Разумеется, иметь дорогой декоративно оформленный камин мог позволить себе только владелец замка, но уж тут дело вершилось, что называется, на самую широкую ногу: в некоторых богатых домах для каминов строились целые помещения — так называемые «каминные залы», где любили отдыхать от феодальной рутины хозяева замка и их гости. Можно себе представить, какого размера камины практиковали феодалы — в их топках можно было поджарить зараз не одно дикого вепря.

В подавляющем же большинстве средневековых жилищ практиковались более скромные своими размерами камины.

Технически-эстетическим новаторством этого периода считается вошедшее в широкое применение весьма своеобразной конструкции трубы, которая свешивалась над очагом эдаким навесом, который крепился к полу при помощи железных ножек и консолей.

Навес являлся основной частью каминов, по его эстетическому оформлению можно было судить о богатстве хозяина и его дома.

В эпоху Возрождения камины не претерпели никаких технических изменений, но зато кардинально изменились эстетически. Многие известнейшие художники считали великой честью расписать домашний очаг своими красочными образами.

Отдельного внимания в эту эпоху заслужили порталы каминов. Их делали из гранита или мрамора, украшали различного рода каменными мозаиками. Орнаменты, которыми украшались различные детали очага отличались великолепным разнообразием и сказочной декоративностью.

Стиль барокко также наложил большой отпечаток на различного рода каминные аксессуары. Изменился, скажем, внешний вид трубы, которая ранее нависала над очагом — теперь она стала перпендикулярной относительно каминной полки и с помощью соблюдения ровной формы получила возможность быть украшенной различными художественными безделушками. Появились специальные карнизы, которые стали именоваться «каминными цоколями» и иметь сугубо эстетическую природу — ими украшались низ и верх очага.

Следующее техническое усовершенствование домашнего камина было сделано лишь в 19 веке. Именно в это время в качестве основного материала для топки камина начали применять огнеупорный кирпич.

Отдельное новшество — изготовление решетки для дров, которая находилась непосредственно в топке камина, и углесборника (именно эти конструкции способствую проникновению воздуха к дровам) — положило начало новой тенденции в каминном искусстве — внедрению художественно оформленных железных конструкций, вышедших из-под рук умелых кузнецов.

Революция в мире каминов, преобразившая внешний вид домашнего очага самым коренным образом, произошла к концу 19 века, в эпоху пришествия в художественный мир модерна. Но это уже совсем другая история...

Вернуться на страницу выбора статей