![]() Стиль ампирНазвание стиля произошло от французского «empire», т. е. империя. Этот стиль появился в архитектуре и декоративном искусстве первой трети 19 века и завершил развитие классицизма. Изначально ампир сложился во Франции во времена правления Наполеона I. Он служил воплощению идей могущества государства. Ампир был призван символизировать могущество и величие державы, созданной военачальником Бонапартом. Римская империя стала тогда не просто идеалом красоты, но и прямой программой к действию. Если ранее античные мотивы использовались весьма умеренно, то теперь им стали прямо подражать. Ампир становится, пожалуй, первым стилем, который был официально насажден «сверху». Помещения, оформленные в стиле ампир, производят особое впечатление удивительной целостности. Одинаковые позолоченные украшения покрывают шкаф и шкатулки, и даже обложки книг. В интерьерах наблюдался своеобразный «маскарад». Помещения менялись ролями. Бывало, что спальни оформлялись как военный шатер, а в будуаре одной французской императрицы камин, например, служил хранилищем для передвижной ванны. Вообще, в интерьерах ампира царят упорядоченность, покой, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Но главной отличительной чертой интерьера в стиле ампир были зеркала, которых было очень много. Зеркала располагались как на привычных местах, например, между окнами и над камином, так и над кроватями, на створках дверей, таились у пола между ножками мебели. Посередине будуара ставили зеркало, похожее на арку в человеческий рост, которое называлось зеркало-псише. Мебель в стиле ампир была не совсем удобной: ради величественных форм здесь сознательно жертвовали комфортом. Мебель была массивная, с гладкой полированной поверхностью, декоративными накладными бронзовыми рельефами и деталями в виде колонн, карнизов, львиных лап. Все предметы мебели служили, прежде всего, для презентации и выглядели, как экспонаты выставки: тумбочки в виде постаментов, столики для умывания в форме треножников, шелковая обивка мебели, вытканная золотом. Даже самые уютные и скромные кровати в то время были чрезвычайно строги и величественны. На высоком постаменте, сделанном из красного дерева, возвышалось ложе, которое было увенчано пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены и у него не было обычных ножек, а опиралось оно на сплющенные шары или кубы. По углам были вырезаны львы или сфинксы, они как бы «охраняли» ложе. Кровать в стиле ампир была своеобразным роскошным пьедесталом, который возвышал человека над остальным миром. Это как раз и соответствовало наилучшим образом духу наполеоновской эпохи. А самым излюбленным предметом мебели в то время был низкий тяжёлый комод. Вернуться на страницу выбора статей |