Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм в архитектуре

В конце 20-го века (а точней в 70–80-е) возникло новое направление в искусстве — постмодернизм. Наиболее ярко постмодерн проявился в архитектуре, а одни из первых проектов появились еще в 50-х годах, когда стиль только формировался.

Во многом возникновение и характерные черты постмодерна обусловлены противостоянием, отрицанием модерна. Например, модернисты отказались от «украшательства», обращений к предыдущим эпохам. Постмодернисты, напротив, стремились подчеркнуть образность, экспериментировали с формами и декором и во многом использовали аллюзии на другие архитектурные стили. Художники увязывали привычные формы в необычном контексте, подчеркивая, что искусством может быть все. Отсутствие пафоса, признание своей вторичности, некая ирония по отношению к художественному наследию и при этом контекстуальность, плюрализм и парадокс — вот характерные особенности постмодернизма. Для сооружений данного стиля типичным является симметричный фасад, иногда используется прием, позволяющий создать иллюзии глубин и форм — наследие Возрождения.

Очень интересным зданием постмодерна является Пьяцца д'Италиа, построенная в Новом Орлеане для итальянской общины. Архитектор Чарльз Мур создал воплощение ностальгии в камне, прибегнув к мотивам античности и Ренессанса. При этом, казалось бы, исконно итальянские формы расположены очень уж далеко от родины, а колонны обиты листовым железом, что есть иронический принцип.

В Эдинбурге находится парламент, построенный Энрике Миральесом. Казалось бы, политика далека от искусства, но каталонский архитектор сумел создать одну из главных достопримечательностей города. По форме здания напоминают листья, а крыши навевают ассоциации с зарослями травы. Таким образом, орнамент возвратился на фасады, в связи с чем архитектуру постмодерна иногда называют нео-эклектической.

В таком же стиле, с использованием необычных форм, непрямых углов и поверхностей, построено новое здание государственной галереи в Штутгарте. Здесь также заметен принцип «двойной кодировки», поскольку внешний вид галереи напоминает корабль, в духе современности, а внутреннее пространство — уже отсылка к античности.

Несмотря на долгие годы существования в постоянно меняющемся мире, постмодернизм по сей день остается динамически развивающимся направлением. Возможно, благодаря своей подчеркнутой антиутопичности и открытой направленности на коммерческий успех.

Вернуться на страницу выбора статей