Архитектурный стиль Ампир

Архитектурный стиль Ампир

Ампир зародился и является по своей сути модификацией позднего классицизма. Ампир, как и остальные течения классицизма, переполнен древнеримскими и древнегреческими античными мотивами, архитектура характеризуется прямыми, не вычурными формами, делая упор, в отличие от барокко и рококо, не на изящество, а на красоту.

Рассвет ампира припал на начало 19-ого века, время правления во Франции Наполеона Бонапарта. Недаром многие искусствоведы называют ампир «наполеоновским классицизмом», так как влияние этого человека существенным образом определила направление этого стиля.

Победы Бонапарта в войнах против европейских коалиций привели к необходимости увековечить их в архитектурных сооружениях. Поэтому, ведущими французскими архитекторами был создан стиль, черпающий вдохновение из архитектуры Императорского Рима — стиль триумфа императора-победителя. Здания, возведенные в стиле ампира, независимо от той страны, где они были сооружены, прославляют конкретного человека, подчеркивая, однако, его неразрывную связь с нацией, которая, вскормив его, привела к победе. Таким образом, мы можем определить ампир, как один из первых идеологических стилей в искусстве.

Памятники эпохи ампира расположены не только во Франции. Наполеоновскую технику зодчества успешно перебрали и его злейшие враги англичане. Колона Нельсона, возведенная в 1840 году, стала своеобразным ответом Вандомской колоне в Париже, установленной в честь победы Наполеона в битве при Аустерлице. Особенностью колон в период ампира является относительно небольшая величина фигуры по сравнению с высотой постамента. Такие пропорции введены для того, чтобы любому прохожему было ясно, что статуя на вершине постамента — не Бог, спустившейся с небес, а человек, силой несгибаемой воли поднявшийся до такого уровня величия.

Другими важнейшими архитектурными формами в стиле ампир являются триумфальные арки. Наиболее известными из них являются триумфальная арка в Париже на площади Каррузель и Триумфальные Ворота в Москве. Стены обеих арок украшены рельефными работами, а на вершинах установлены скульптуры наездников, призванные олицетворять мощь и непобедимость военной силы страны.

Как видим, ампир, несмотря на внешнюю красоту и величественность, изначально служил идеологическим целям и его место в архитектуре той или иной эпохи определялось наличием стойкой идеологии. Так, с гибелью Французской Империи, эпоха ампира закончилась во Франции, либеральные реформы Александра Второго привели к закату этого стиля в России. И столь же неожиданно элементы ампира мы можем встретить в тоталитарной архитектуре сталинской России, гитлеровской Германии, франкистской Испании, однако это ни в коем случае нельзя назвать виной стиля.

Вернуться на страницу выбора статей