Архитектура Древней Индии

Архитектура Древней Индии

В архитектуре древней Индии можно выделить три этапа: древнебрахманский (где-то до 250 г. до н. э.), буддийский (250-750 гг. до н. э.) и новобрахманский (до XIII в., т. е. завоевания страны мусульманами).

Практически не осталось архитектурных памятников первого периода, однако на основе последующих сооружений можно представить, что тогда в строительстве использовались дерево и обожженный кирпич. Помимо жилых зданий существовали и монументальные сооружения — гробницы, ведущие происхождение от дольменов.

В буддийский период появляются ступа и чайтья. Ступа представляет собой сплошной искусственный холм, расположенный на круглой площадке. Наверху расположен небольшой реликварий из драгоценного материала, в котором лежат «мощи» учителей. Ступа напоминает мыльный пузырь, что символизирует тщету и преходящесть всего земного. Известна ступа в Санчи, также примечательная своей каменной изгородью, в которую словно перенесли резные деревянные конструкции.

Чайтья — это высеченный в скале храм, состоящий из внутреннего зала, где находится ступа и лицевой стороны, украшенной резьбой. У входа расположено множество скульптур, призванных создать у посетителя религиозное настроение, внутри храм был сознательно затемнен и даже днем освещался искусственно, что также добавляло ему таинственности.

Переход от буддийского периода к новобрахманскому ознаменовался превращением небольшого пещерного храма в огромный надземный храм. Главным строительным материалом был камень, однако архитекторы продолжают подражать деревянному зодчеству. Культовое сооружение в то время считалось воспроизведением здания, существующем в ином мире, и являлось неким замкнутым пространством символов, отражающим представления индусов об окружающей действительности. Наиболее характерный для того периода ансамбль в Бхубанешваре. В расположении зданий наблюдается сильная асимметрия, в целом, можно проследить сходство между архитектурой и растительностью страны. От китайского зодчества, тоже направленного на природу, новобрахманские сооружения отличаются тем, что, вырастая из ландшафта, одновременно противопоставляют себя ему. Наиболее характерной чертой является повторение одних и тех же частей в различных размерах. На верхних частях башен высечены фантастические звери, что соответствует общему настроению новобрахманских храмов, призванных разжигать в людях религиозные эмоции.

Вернуться на страницу выбора статей